Ребёнок пошёл в школу: развиваем и тренируем память.
Память и учеба.
Начиная учиться в школе, каждый ребёнок сталкивается с огромным, по его меркам, объёмом информации, которую нужно запоминать, воспроизводить и учиться применять на практике. И поэтому первостепенную роль его учебе начинает играть такой вид умственной деятельности, как память. Память позволяет малышу воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить полученную на занятиях и уроках информацию. И очень важно в младших классах развивать и тренировать память ребёнка.
Особенности памяти младших школьников.
Развитие памяти у школьников младшего возраста, в начальной школе, характеризуется тем, что у малышей преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Другими словами, ребёнок без осознания целей своей деятельности, непроизвольно, непосредственно, запоминает информацию, воспринимая её органами чувств - образно.
На сегодняшний день специалисты, основываясь на способе восприятия информации, выделяют такие основные типы памяти:
- зрительную – информация воспринимается и запоминается ребёнком на основании увиденного ( картинка, буква, схема);
- слуховую – информация воспринимается и запоминается ребёнком в процессе слушания 9 стихи, сказки, рассказы и т.п.);
- двигательную – ребёнок запоминает информацию в процессе совершения каких-либо движений ( письмо, рисование);
- эмоциональную – малыш запоминает информацию, на основе сформировавшегося отношения к ней ( положительного либо негативного).
- комбинированную – сочетаются несколько типов памяти (обычно не больше 2-х).
Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что у ребёнка преобладает не 1 какой-то конкретный вид образной памяти, а несколько. При этом память малыша краткосрочна и её нужно тренировать.
Как тренировать память ребёнка.
Тренировка памяти – это залог не только хорошего запоминания и учебы, но и необходимое условие всестороннего развития ребёнка. Тренируя память, малыш развивает своё восприятие, умение не только хранить полученную информацию и навыки, но и использовать их в учебе и повседневной жизни. Тренировать память школьника младших классов, следует, опираясь на особенности именно его возраста и индивидуальные особенности восприятия информации. То есть:
- малышу нужно предлагать как можно больше вариантов восприятия одной и той же информации – например, одновременно один и тот же материал читать, просить пересказать прочитанное и нарисовать запомнившийся сюжет из прочитанного;
- обязательно сопровождать изучение материала эмоциями – таки образом формируется не только отношение ребёнка к материалу, но идёт запоминание на эмоциональном уровне;
- нужно неоднократно повторять с ребёнком вслух изученный материал – в этом возрасте многократное повторение позволяет лучше запоминать.